Степан Семенович Торбоков
О Шории моей пою я песню...

Шорский поэт, кайчи - сказитель
Город Осинники – родина коренного шорского народа, чьи культура и образ жизни стали неотъемлемой частью нашего общего духовного наследия. На этой благодатной земле в 1900 году родился шорский поэт, кайчи-сказитель Степан Семенович Торбоков.

И глубоко символичен тот факт, что день рождения города и день рождения его знаменитого коренного жителя, национального шорского поэта Степана Семёновича Торбокова отмечаются практически одновременно – в начале декабря.

Торбоков Степан Семенович (1900 – 1980 гг.) – шорский поэт и сказитель

Родился он 10 декабря 1900 года в улусе Тагдагал, в том месте, которое позже стало именоваться городом Осинники. А тогда это был аймак (район), состоявший из нескольких шорских аилов (деревень), во главе с улусом (селом) Тагдагал (параллельное название – Осиновка).

Его дед и отец – потомственные охотники. Степан рано приобщился к охотничьему ремеслу, вместе с отцом уходил в тайгу на несколько месяцев. А ещё он с детства тянулся к знаниям. В 1913 году окончил церковно-приходскую школу и попытался поступить в Бийское катехизаторское училище, однако не выдержал вступительных экзаменов. В гимназию же сыну охотника-шорца в дореволюционной России дорога была закрыта. Степан вернулся в свой улус и вновь занялся таёжным промыслом.

Ему было 19 лет, когда умерла мать, пришлось помогать отцу воспитывать младших братьев и сестёр. Потом и отец погиб в тайге: один отправился на охоту в лес, попал в ураган и замёрз.
Тайга для Степана была вторым домом. В любую погоду – и в летний зной, и в зимнюю стужу – ходил он охотничьими тропами вдоль Томи, Мрассу, Кондомы, охотясь на соболей, белок, коз, маралов.
По возвращении домой охотников встречали шумно.
Устраивали праздник – той. Степан любил эти необычные вечера, наполненные народным творчеством. Сам он был хорошим певцом и исполнителем шорских песен. Пел и песни собственного сочинения, рождавшиеся в его сердце на привале у костра. Песни звучали в сопровождении любимого музыкального инструмента – кай-комуса.

Так бы и жил он жизнью охотника, если бы не пришла в Шорию революция. Во время колчаковщины Степан хотел пойти в партизаны, но ему посоветовали ходить с кай-комусом в народ и петь героический эпос, с тем чтобы герои сказаний были похожи на партизан. И Степан стал петь о храбрых богатырях, зажигая патриотизмом сердца слушателей.

Ещё шла Гражданская война, а Торбоков уже мечтал получить высшее образование и стать учителем, чтобы учить детей своего народа. Однако мечта сбылась не сразу. «После изгнания колчаковцев, – вспоминал Торбоков, – стал работать в родном селе заведующим народным домом и уполномоченным сельсовета, разъяснял односельчанам советское законодательство и помогал людям управлять своим хозяйством».

Он организовал в Шории потребительскую кооперацию, учил грамоте. Тогда же начал записывать эпос своего народа и песни, сочинённые им самим, отличавшиеся своеобразной композицией и удивительными метафорами.
Мой скакун теперь –
струна витая.
И пойдёт со звоном
иноходь крутая.
На струне волосяной
звеню-играю,
Богатырские сказанья
распеваю.
В каждой юрте – гость
желанный
Мой кай-комус деревянный.


Уже в 23 года Степан Торбоков заявил о себе как поэт. Его стихи полюбились шорцам, ведь в них была воспета родная природа, чувства и повседневная жизнь народа. Его потрясающее воображение, поэтическое чутьё, природный вкус и в то же время простота и лаконичность стихов восхищают до сих пор.

Упадёт берёза, отшумев,
но с весной побег распустит листья.
Пережив сказителя, напев
в памяти народной сохранится.

В 27 лет Степан Торбоков поступил на курсы ликвидации неграмотности в городе Мыски, а после их окончания открыл ликбез у себя в улусе. Он обучал грамоте взрослых, посадил за парту и жену Татьяну, которой было в то время 22 года. В 1930-м, окончив учительские курсы в Красноярске, Торбоков стал учителем в Тенеше, а через два года перевёлся в тайлепскую школу преподавателем географии и биологии. А ещё он преподавал шорский язык. Село Тайлеп входило в состав Горно-Шорского района, и наряду с русским языком и литературой все учащиеся школы, в том числе и русские дети, изучали шорский язык.
Вскоре Степана Семёновича назначили директором школы, и он не только учил детей, но и занимался ремонтом помещения, заготовкой дров.


Кроме того, нужно было содержать в тепле и чистоте два общежития – для девочек и мальчиков, учащихся этой семилетней школы, в которой учились дети всех окрестных сёл. Из-за отсутствия транспорта им приходилось жить здесь. Степан Семёнович часто приходил по вечерам в общежития, играл с детьми, рассказывал сказки, загадывал загадки. Помимо многочисленных школьных дел, Торбоков вёл и большую пропагандистскую работу – агитировал за колхоз. Руководил художественной самодеятельностью, сам писал инсценировки для кружка, под кай-комус исполнял свои песни. Жизнь его была разнообразной и интересной, но он чувствовал нехватку знаний. В 37-летнем возрасте Торбоков поступает на заочное отделение Томского университета, которое оканчивает в 1943 году с правом преподавать географию в средней школе.
Работая учителем, Степан Семёнович постоянно собирал и записывал шорские сказки, песни, слушал рассказы стариков, знающих толк в народных преданиях и горловом пении. С детства он не расставался с комусом, даже на охоте. Как раз под аккомпанемент этого инструмента Торбоков сочинил свою первую колыбельную для маленького братишки, которая впоследствии стала почти народной: её распевали своим малышам все матери в Тагдагале, передавали в другие улусы.
ШОРСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Ночь настала. Спи, дружок.
Рябчик с ветки пал в снежок,
Под снежком его постель.
Над сугробом дремлет ель.
Ель продрогнет до зари.
Ты, костёр, в лесу гори
И охотника согрей
На постели из ветвей.
Пламя красное, как медь.



Но рычит мороз-медведь.
Правый бок огонь печёт,
Левый бок медведь дерёт.
На заре костёр погас.

В небесах маралий глаз –
Ярко-синяя Шолбан*
Сыплет иглы сквозь туман.
Полумрак таёжный бел.
На ресницы иней сел.

Твоему отцу опять
Надо пламя раздувать.
Спи, малыш. Ещё темно.
Смотрит ель в твоё окно.
В ней дупло, где выпал сук.
Спит там серый бурундук.
Спи, покуда спят зверьки,
Ставит твой отец силки.
Будет соболь в них, черныш,
Будет рябчик. Спи, малыш.
Зная сотни сказок, Торбоков был прекрасным кайчи-сказителем. Письменность у шорцев появилась только в советское время, поэтому именно кайчи были хранителями прошлого, которое передавалось из уст в уста. Шорский эпос Степан Семёнович перенял от кайчи И. К. Тельбезекова, подхватив эстафету и неся шорские сказания дальше.
Он внимательно слушал, запоминал и многократно повторял все мотивы игры на комусе, которые были известны этому сказителю. Сельчане приходили к Торбокову и просили сводить их в старинный мир богатырей, чудес и подвигов. Как и все кайчи, Торбоков сопровождал сказания каем, добавляя в красивую древнюю музыку что-то своё.

Сказания были длинными, они передавались слушателям в течение целой зимней ночи, а то и двух ночей.
Но уже в начале 1960-х годов Торбоков начал понимать, что ему некому из уст в уста передать свои главные знания, драгоценные слова, сохраняющие душу его народа.
А уйти из жизни, не выполнив свою миссию, для которой был рождён, он не мог:

В моём лесном и горном крае
Иную службу я несу –
Я днём и ночью охраняю
Живую Шории красу.

И Торбоков стал записывать по памяти сказания на шорском языке, тут же переводя их на русский.
Писал он в самодельных общих тетрадях, сшитых из нескольких ученических. И так изо дня в день (за редким исключением) на протяжении почти 15 лет.
Впоследствии эти песни, легенды, сказки, собранные со всех уголков Шории, Степан Семёнович передал Хакасскому исследовательскому институту языка, литературы и истории.

И всё-таки главным делом жизни Торбокова была поэзия. В начале сороковых годов его стихи были переведены на русский язык хакасским поэтом Кильдичаковым и опубликованы в газете.
В лихолетье Великой Отечественной войны поэт подчёркивал в своём творчестве тему единения с братскими народами. В это время он создавал патриотические песни, обращаясь к народному эпосу:

Мы свои кай-комусы снимем,
Опояшемся мечами
И научимся сражаться,
Бить джунгар поможем русским.

После войны Степан Семёнович продолжает работать учителем и руководить тайлепской школой.
И сочиняет стихи и сказки, которые без всяких публикаций находят дорогу к сердцам людей. Из уст в уста передавали их из одного улуса в другой наряду с возрождёнными им сказаниями шорского эпоса.
Первое стихотворение Торбокова на русском языке «О прошлом и настоящем» было опубликовано в 1949 году в газете «Кузбасс». В начале 1950-х Торбоков знакомится с поэтом Ильёй Авраменко, который поддержал его творчество. Встреча эта окрылила шорского поэта, заставила заниматься словом ещё более серьёзно. В 1952 году в журнале «Сталинский Кузбасс» было напечатано его стихотворение «Песня шорца» в переводе С. Соколовской.

С 1959 года стихи Степана Торбокова в переводах поэтов М. Небогатова, В. Махалова, Г. Сысолятина появляются на страницах журналов «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», в газетах «Красная Шория», «Маяк коммунизма», «Комсомолец Кузбасса», «Сельская жизнь», печатаются в коллективных сборниках «День поэзии», «Чедыген» и других.

Особенно плодотворным было сотрудничество Степана Торбокова с Геннадием Сысолятиным.
Хорошо знающий Хакасию, Горный Алтай и Горную Шорию, переводчик очень тонко прочувствовал и передал языковой и национальный колорит поэзии Торбокова. Именно в переводе Сысолятина вышли в свет сборники шорского поэта: «Белая берёза», «Пихточка», «Струны кай-комуса». В совокупности все они – настоящая песня, гимн любви к народу Шории, её красотам. А стихотворение «Шория» – своеобразная увертюра ко всем стихам Торбокова.
В совокупности все они – настоящая песня, гимн любви к народу Шории, её красотам.
А стихотворение «Шория» – своеобразная увертюра ко всем стихам Торбокова.
ШОРИЯ
Как толкуется слово «Шория»?
Я не знаю, я не лингвист.
Мне поведал твою историю
Беспокойного ветра свист.
Стрел джунгарских в нём слышу пение,
Свист арканов да лязг цепей.
В нём печаль твоя и терпение
С безысходной тоской твоей,
Давней-давней, теперь забытою…
На пожарищах – шум лесов.



Даже камни, в курганы врытые,
Зелены от веков и мхов.
Камни Шории и Хакасии –
Горя древнего сторожа…
Спит с таинственным взглядом Азия
Под курганами, не дыша.
Спит… Но в грохоте Белогория,
И Южсиб побежал меж гор.
А узнаю ли край мой вскоре я?
Он кузнец пока и шахтёр.

Поэзия Степана Торбокова – это своего рода мост между человеком и природой. В своих стихотворениях он воспроизвёл характерное для шорской культуры уважительное отношение к природе как к живой целостности, как к отдельному миру, который не ниже человеческого. Более того, природа стала настоящим героем его произведений.

Многое видит он: рябинку, смело поднявшуюся на утёсе, гордого марала, смелого медвежонка, ворчуна волка. Любуется и красавицей Кондомой, её рукавами и островками. Деревья, горы, ветер – все они умеют чувствовать, переживать, имеют свою судьбу.
Много у поэта и философских стихов, которые заставляют задуматься. В стихотворении «Белая берёза» он размышляет об исторических судьбах русского и шорского народов:

Слышал я однажды
Стародавний сказ.
Не росла берёза
В Шории у нас.
Не чесала кудри
Месяцем литым,
Не цвела в морозы
Куржаком седым.
Белая берёза
На яру крутом.
Тонкая берёста,
Крапины кругом.
Длинные серёжки,
Запашистый лист…
Шория слыхала
Стрел джунгарских свист.
В пламени улусы,
И в дыму тайга…
Был прикован шорец
К стремени врага.
Но однажды в чаще
Шор-кижи нашли


Деревце из русской
Дружеской земли –
Белую берёзу,
Белую кору…
Русская деревня
Встала на юру.
Сгинули джунгары
Под метельный вой…
Хороша берёза
Летом и зимой.
Хороша легенда
Про её приход.
Полюбил берёзу
Мой лесной народ.

Все, кто хоть однажды соприкоснулся с творчеством Степана Торбокова, будут нести в сердце светлый восторг от простых и душевных стихов поэта.
Его переводили на языки народов СССР. Но, к сожалению, ни одно произведение Торбокова при жизни поэта не было напечатано на родном языке.

А ведь именно Торбоков, когда из жизни шорцев стали исчезать последние черты национальной самобытности, сумел донести до наших дней записи на родном языке, делая подстрочные переводы на русский. В них тонко передана красота, напевность и необычайное музыкальное очарование шорской культуры.

Его сказки вместе с реалистической точностью деталей содержат романтическое и глубоко сочувствующее отношение к простому народу, проникнуты болью за его судьбу и восхищением его духовной силой.
В последние годы жизни Степан Семёнович жил в Осинниках. Писал воспоминания по истории города и окрестных сёл. Сейчас они хранятся в краеведческом музее Осинников.
Торбоков жил всегда в гармонии с природой, у которой и черпал силы. Во дворе его дома было несколько ульев, и из всех работ по хозяйству он предпочитал уход за пчёлами. За этим занятием его и застала внезапная смерть. Случилось это 10 июля 1980 года. Степан Семёнович ушёл из жизни в саду, глядя в небо, куда, как он глубоко был убеждён, улетает душа человека.

Упадёт столетняя сосна,
Но оставит прежде семена.
До черты дойдёт и жизнь певца,
Но бессмертна песня –
Нет конца.
Степан Семёнович Торбоков, можно сказать, совершил гражданский подвиг. Его деятельность фольклориста поражает количеством и качеством проделанной работы. Он сохранил для истории, для своего народа и всего человечества более пятидесяти шорских героических сказаний по пять-шесть тысяч стихотворных строк каждое, несколько сказок, много песен, загадок, пословиц.

Его труды хранятся в архиве Горно-Алтайского научно-исследовательского института, в Хакасском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории, фондах литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, у частных лиц. Множество записей Торбокова находится в архиве профессора А. И. Чудоякова, сам поэт передал их этому известному собирателю шорского фольклора.

Сотрудничал Торбоков и с Институтом мировой литературы им. Горького Академии наук СССР. Учёные этого института высоко ценили Степана Семёновича как собирателя народного творчества.
Большое наследие С. С. Торбокова – это золотой фонд шорской национальной культуры. Поэта, сказочника, собирателя фольклора чтят и помнят его современники и потомки.

В школе села Тайлеп, где он проработал много лет, создан мемориальный уголок с материалами о жизни и творчестве поэта. Вместе с документами по истории села они используются во внеклассной работе с учащимися.

Центральная городская библиотека Осинников проводит большую работу по разысканию, сохранению и популяризации творческого наследия поэта.
Коллекция материалов по жизни и творчеству С.С. Торбокова занимает одно из важных мест в фондах музея Ф.М. Достоевского по значимости и числу единиц хранения. Достигнуто это благодаря поисковой работе сотрудников музея Ф.М. Достоевского и энтузиазму бывшего преподавателя средней школы села Тайлеп Шатиловой Татьяны Анатольевны. В 1999 году в фонд музея поступило 210 предметов из семейного архива Торбокова, которые были переданы его сыном Валерием Степановичем Торбоковым. Это мебель, предметы быта, утварь, фотографии, книги и документы, графические работы, рукописи и статьи, среди которых стихи Степана Семёновича, записи шорских народных сказок («Ак Салгын» [«Седой Салгын»], «Волшебная сказка», «Чок Анчи» [«Бедный охотник»], «Анчи Астан» [«Охотник Астан»], «Бедняк и три брата-богача», «Пчёлка» и др.), а также шорские народные загадки в переводе Торбокова.
Данные материалы уникальны и представляют собой большую историко-культурную ценность. Наибольший интерес для нас представляют рукописи поэта, документы, иллюстрирующие жизненные этапы его деятельности. Изучая их, мы можем сделать вывод об огромном вкладе Торбокова в развитие шорского народа, его культуры.

Н.В. Караваева,

Главный хранитель Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского
В 1995 году в Новокузнецке вышел сборник шорского фольклора, собранного Торбоковым, под названием «Шорские народные сказки», а в 2006 году в Кемерове была издана книга «Шория всюду со мной».

Ежегодно в декабре в Осинниках проходят областные Торбоковские чтения «Торбоковская яркая звезда».

Первые чтения прошли в 1993 году. Город Осинники стал центром шорской поэтической культуры, собирая всех, кто любит и чтит творчество Степана Торбокова.
Первые чтения прошли в 1993 году. Город Осинники стал центром шорской поэтической культуры, собирая всех, кто любит и чтит творчество Степана Торбокова.

Именем своего земляка осинниковцы гордятся и чтут его память, проводя ежегодные чтения «Торбоковская яркая звезда», к каждым из которых сотрудники городской библиотеки готовят издание стихов, пословиц, всего того, что оставлено в архиве Степана Семеновича.

В 2021 году библиотека выпустила первый аудиоальбом произведений Торбокова, в котором его стихи читают профессиональные актеры. Послушать аудиофайлы можно здесь.
20 января 2022 года в Осинниках установили памятник шорскому поэту Степану Торбокову. Монумент поставили у ДК «Октябрь». Так как именно здесь проводятся традиционные чтения в честь шорского поэта - «Торбоковская яркая звезда».
«Уверена, что это место станет центром притяжения для всех единомышленников и почитателей таланта шорского поэта, объектом культурного наследия народов Сибири», — отметила во время церемонии открытия заместитель министра культуры и национальной политики Кузбасса Татьяна Акимова.
Монумент в честь поэта выглядит как открытая гранитная книга с фотографией Степана Торбокова. Также на «странице» книги есть памятные строки. А рядом на гранитном камне лежит шорский музыкальный инструмент кай-комус, выполненный из металла.



Фото М.В. Ожгихиной
Имя Степана Торбокова снова является настоящей визитной карточкой города Осинники. Поэтому слова «Торбоков» и «Осинники» стали синонимичными по отношению друг к другу. Не каждый город Кузбасса имеет такого земляка. Да и не каждый город, если у него все-таки был подобный земляк, стремится упрочить его славу и поддержать память о нём, взяв на себя заботу о его наследии и публикуя его прекрасные произведения. Но этого нельзя сказать про г. Осинники. Осинниковцы не на словах, а на деле помнят и гордятся своим поэтом Степаном Торбоковым! А значит, и весь Кузбасс будет помнить его и гордиться им.
В.Г. Косточаков, Член Союза писателей России, кандидат филологических наук, доцент
Имя Степана Торбокова - собирателя эпоса, учителя, публициста и образованнейшего человека своего времени навечно вписано в историю нашего города.
 Его творческое наследие – это золотой фонд шорской национальной культуры.
Список использованных источников:
1
Караваева, Н.В. Коллекция С.С. Т Торбокова в фондах Новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского / Н.В. Караваева // Голоса Сибири – URL: http://golosasibiri.narod.ru/almanah/vyp_7/034_010_kar.html (дата обращения 20.06.2020)
2
Слово о Торбокове / Управление культуры администрации г.Осинники; Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; составитель Н.В. Рожнова. – Осинники. - 2008. – 186 с.
3
Тюшина, Е. Родоначальник шорской литературы. К 120-летию со дня рождения Степана Торбокова /Е. Тюшина // Огни Кузбасса.
– URL: http://www.ognikuzbassa.ru/category-faces-of-fellow/2012-ekaterina-tyushina-rodonachalnik-shorskoj-literatury-k-120-letiyu-stepana-torbokova (дата обращения 20.06.2020)
Автор лонгрида - М.В. Ожгихина,
библиотекарь ГПОУ "Осинниковский горнотехнический колледж"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website